В 2010-2011 учебном году отделом научно-методического сопровождения инновационной деятельности АНОО «Дом учителя» был организован постоянно-действующий семинар в форме языкового практикума по теме «Современные тенденции в разговорном немецком языке». Цель проведения языкового практикума – развитие профессиональной компетенции педагогов через оптимизацию иноязычного общения и возрождение традиции проведения модераторских семинаров.
Учебный план семинара был сформирован на основе образовательных запросов учителей немецкого языка. На занятиях учителя рассматривали диалекты и особенности немецкого языка в немецкоязычных странах, классификацию грамматических упражнений, говорили о влиянии английского языка на немецкий язык, обсуждали страноведческие аспекты в преподавании языка (на примере тем «Искусство» и «Праздники»).
Участники семинара за работой над новой лексикой по теме «Liebe»
Формой проведения занятий не случайно был выбран языковой практикум, эта форма жестко регламентировала рабочий язык занятия – немецкий, что способствовало оптимизации иноязычной коммуникации, необходимой учителю иностранного языка в силу отсутствия естественной языковой среды.
Активизация учебной деятельности слушателей достигалась посредством использования модераторских технологий, т.е. через создание таких педагогических ситуаций, когда каждый участник группы вовлекается в учебную деятельность, когда учтены его потребности, интересы, опыт и он имеет возможность проявить свой творческий и профессиональный потенциал.
В качестве модераторов выступили специалисты кафедры немецкого языка Лингвистического института Алтайской государственной педагогической академии, имеющие значительный опыт работы в системе повышения квалификации: Гамалей Ирма Генриховна, к.фил.н., доцент кафедры немецкого языка и Калуцкая Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры немецкого языка.
На семинаре учителя не только узнали новое слово «Eierschalensollbruchstellenverursacher», но и увидели этот предмет в действии
Участниками постоянно-действующего семинара стали не только учителя школ города, но и преподаватели ССУЗ.
Таблица 1. Информация об участниках семинара
ОУ города Барнаула
|
ССУЗ
|
Ленинский район
|
Индустриальный район
|
Центральный район
|
Октябрьский район
|
Железнодорожный район
|
МОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»; МОУ «Гимназия №85»; МОУ «Лицей №73»
|
МОУ «Гимназия №123» (3 человека); МОУ «СОШ №127»
|
МОУ «СОШ №76»; МОУ «Лицей №122»
|
МОУ «Гимназия №40»; МОУ «Гимназия №74»
|
МОУ «Гимназия №69»
|
АПЭК (2 человека); АКУОР; БТЭК
|
3 ОУ (3 человека)
|
2 ОУ (4 человека)
|
2 ОУ (2 человека)
|
2 ОУ (2 человека)
|
1 ОУ (1 человек)
|
3 ССУЗ (4 человека)
|
Таблица 2. Программа языкового практикума «Современные тенденции в разговорном немецком языке»
№
|
Тема
|
Дата проведения
|
Количество часов
|
Преподаватель
|
1
|
Der moderne Fremdsprachenunterricht; Texte zum Thema «Liebe»
|
16 декабря 2010 года
|
4
|
Гамалей Ирма Генриховна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка ЛИИН АлтГПА
|
2
|
Effektivität und Bausteine der deutschen Grammatik
|
28 января 2011 года
|
4
|
Калуцкая Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры немецкого языка ЛИИН АлтГПА
|
3
|
Entwicklungstendenzen in der deutschen Gegenwartssprache
|
24 февраля 2011 года
|
4
|
4
|
Landeskunde im Deutschunterricht: Kunst. Malerei.
|
24 марта 2011 года
|
4
|
Гамалей Ирма Генриховна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка ЛИИН АлтГПА
|
5
|
Das Geheimnis und die Macht der Sprache.
|
28 апреля 2011 года
|
4
|
6
|
Landeskunde: Sitten, Traditionen, Feste (ein kurzer überblick)
|
19 мая 2011 года
|
4
|
О необходимости проведения таких мероприятий свидетельствуют не только положительные отзывы участников семинара в итоговой рефлексии, но и применение полученных на семинаре знаний в своей профессиональной деятельности. Например, Гаридова Лидия Васильевна, учитель немецкого языка МОУ «СОШ №127» представила развитие навыков ситуативной речи по теме «Любовь и дружба в жизни подростков» на семинаре-презентации городского уровня в рамках закрытия городской экспериментальной площадки.
|